Сохранение равновесия
Корпус всадника, как и любое другое физическое тело, имеет центр тяжести. Если всадник удерживает центр тяжести в правильном положении, то корпус его находится в состоянии равновесия. Линия, проведенная через центр тяжести, называется осью центра тяжести. Всякое физическое тело имеет только один центр тяжести, и через него может пройти только одна ось. Всякое тело может иметь одну или несколько точек опоры: стол стоит на четырех (как лошадь) или на трех ногах (всадник сохраняет равновесие, сидя в седле на двух тазовых костях). Если при этом центр тяжести неподвижен, то корпус всадника находится в равновесии. Если всадник изменит свое положение, что возможно при каждом движении, то изменится и положение центра тяжести.
Центр тяжести всадника, сидящего на лошади прямо, находится над центром тяжести лошади. Оси обоих центров тяжести совпадают. Но это при условии, что лошадь стоит ровно на всех четырех ногах.
Любое движение лошади (даже вытягивание шеи или опускание головы), любой поворот влево или вправо смещают более или менее и центр ее тяжести. Всадник же свой центр тяжести должен по возможности согласовывать с центром тяжести лошади, то есть всадник должен уметь балансировать.
Это, конечно, чистой воды теория, но она является основой мастерства верховой езды. И от того, насколько начинающий всадник понял теоретическое обоснование и сумел воплотить его на практике, зависит его умение сохранять равновесие в седле.
Если лошадь и всадник являют собой единой целое, то лошади легче нести всадника, а всаднику легче управлять лошадью. Так носильщик балансирует чемоданами, так закон равновесия использует канатоходец, у которого лучше, чем где-либо еще, можно наблюдать действие закона равновесия.
Равновесие и управление корпусом
Если лошадь движется, то всадник в соответствии с ее скоростью должен перенести свой центр тяжести вперед, чтобы он находился перед центром тяжести лошади. Это называют сопровождением или вхождением в ритм движения лошади. Если же всадник отстает от ритма движения, то он теряет контакт с лошадью и, как говорят, позволяет ей везти себя.
Поэтому начинающие всадники должны выполнять два требования:
а) свой центр тяжести постоянно согласовывать с центром тяжести лошади;
б) сидеть в седле прочно в самой глубокой точке его.
Оба эти требования согласуются не всегда. Центр тяжести всадник может переместить вперед, только наклонив корпус, если же он это сделает, то вынужден привстать на стременах и сжать лошадь шлюсами - внутренними сторонами бедер (посадка “на переду” или полупосадка).
При медленном движении, на коротких разновидностях аллюров (шаг, собранная рысь, собранный галоп) это противоречие еще не так заметно, но все равно чувствуется, в противном случае начинающий всадник не испытывал бы затруднения при вхождении в ритм движения лошади. Критическим моментом всегда является начало движения с места, когда всадник по инерции откидывается назад.
Поэтому посыл на начало движения, как и всякое воздействие мышцами пояснично-крестцового отдела и шенкелями, точно соответствует умению сохранять равновесие, что позволяет всаднику прочно сидеть в седле и в нужный момент войти в ритм движения лошади. Всадник, воздействующий на лошадь шенкелями и пояснично-крестцовым отделом, наклоняется в седле и сдвигает свой центр тяжести вперед. Это помогает ему избежать подбрасывания и правильно войти в ритм движения лошади. При этом начинающий всадник продолжает правильно и прочно сидеть в седле: в любой момент он готов воздействовать на лошадь - остановить ее, повернуть, подогнать и т.д., он не вылетит из седла, даже если лошадь споткнется, а при заминке сразу подаст ее вперед. Короче говоря, всадник по-прежнему может четко управлять лошадью.
При посадке “на переду” (полупосадке) всадник, балансируя на лошади, не имеет прочной опоры в седле; чтобы не упасть, если лошадь споткнется или испугается, он должен усиленно сжимать колени, что, конечно, очень трудно, и для выполнения любого посыла сначала принять правильную посадку. Опытный всадник может в любой момент мгновенно принять нужное положение в седле, не беспокоя при этом лошадь, потому что он уже умеет входить в ритм ее движения. Если же всадник не научился правильно сидеть в седле, то никогда при посадке “на переду” не сможет производить посылы.
При более быстром движении становится еще заметней противоречие между требованием правильно сидеть в седле и необходимостью согласовывать положение собственного центра тяжести с центром тяжести лошади. Это противоречие в конце концов ведет к тому, что всаднику приходится переходить с прибавленной на сокращенную рысь, если он больше не может сопровождать движения лошади. По этой причине на собранном галопе он должен войти в ритм движения. Если же движение будет еще быстрей - на скаковом галопе или при преодолении препятствий, - то всадник должен привстать на стременах, иначе вряд ли будет возможно правильное сопровождение. В этом случае он может сомкнуть колени и обхватить руками шею лошади.
Итак, современная скаковая посадка ни в коем случае не противоречит требованиям классического искусства верховой езды, в то время как старая скаковая посадка, считавшаяся
канонической, шла вразрез с законом сохранения равновесия.
Также и посадка всадника при прыжках лошади через препятствия полностью соответствует стремлению к гармонии высочайшему требованию классического искусства верховой езды.
Воздействия корпусом
Оказывает ли начинающий всадник воздействие на лошадь наклоном корпуса вперед или назад?
Хотя движение лошади вперед и требует приспособленности всадника, все же смещением своего центра тяжести вперед или назад он не может оказать существенного воздействия на лошадь.
Происходит это потому, что всадник, наклоняя верхнюю часть туловища вперед или назад, теряет прочную опору в седле и невольно меняет свои воздействия пояснично-крестцовым отделом и шенкелями.
Можно подумать, что наклон верхней части корпуса всадника вперед заставит лошадь увеличить скорость.
Но если при более быстром движении всадник вынужден наклонять верхнюю часть корпуса вперед, то увеличения скорости он этим не добьется. Точно так же можно было бы предположить, что отклонение корпуса назад, а следовательно и смещение центра тяжести, сдерживает лошадь. Но скорее всего, это ее только подгоняет, поскольку отклонение корпуса назад часто сопровождает напряжение мускулатуры пояснично-крестцового отдела. Само по себе отклонение верхней части туловища назад не оказывает на лошадь воздействия, так как не всегда связано с напряжением пояснично-крестцовых мышц.